На прошлой неделе премьер-министр Украины Владимир Гройсман анонсировал повышение заработных плат почти вдвое — до 3 200 грн. По мнению эксперта из Днепра, члена совета «Лиги аудиторов Украины» Михаила Крапивко, на самом деле, перспективы не столь уж и радужные. Свое мнение он выразил на пресс-конференции в медиа-центре ДНЕПР ПОСТ.
«Кто у нас реально напрямую привязан к этой цифре? Вся бюджетная вертикаль. У них тарификация идет от минимальной заработной платы. Для них автоматом поднимутся их доходы. Но. Если будет источник финансирования, если в бюджете появятся эти деньги. Большой вопрос с дефицитом бюджетов: как местных, так и центральных. Мы постоянно слышим о задолженности по зарплате бюджетникам. Я опасаюсь, что эта цифра станет больше», – сказал Михаил Крапивко.
По словам Михаила Крапивко, размер минималки повысит налоги предпринимателям.
«Ставка влияет на размер единого налога 1 и 2 группы, ЕСВ предпринимателей (если сегодня они платили 22% от 1378 грн, то со следующего года придется платить 22% от 3200 грн), единый налог (исчисляется для 1 группы — 10% от минимальной заработной платы, для второй — 20%).
Для наемных работников у нас есть норма в ЕСВ, что взнос работодателя за наемного работника составляет 22% от его заработной платы, но не ниже минимальной. Предприниматели не совсем обязаны повышать зарплату своим наемным людям, но платить в бюджет вдвое больше обязаны. Также это влияет на индексацию заработной платы. У нас поменялось положение о индексации заработной платы. Там есть 2 составляющие: изменение минимального размера и уровень инфляции. Обобщая это все, можно сказать следующее. Первое — та категория физлиц-предпринимателей, которые самостоятельно или с небольшим количеством помощников ведут свой бизнес, на них увеличится финансовая нагрузка. То есть, предприниматель 2 группы (в основном, это наша торговля, бытовые услуги, где есть наемный хотя бы 1 человек) должен будет ежемесячно перечислять в бюджет порядка 1500 грн. На наемных работников увеличатся взносы, соответственно, предприниматели попытаются сократить эту рабочую силу — либо перевести на совместительство, чтобы уменьшить расходы на оплату труда, либо просто сократив количество людей, чтобы увеличить производительность труда. Это к тому, что люди опасаются сокращений. Такие сокращения реально могут быть, но никто не говорит о сокращениях действующих субъектов предпринимательской деятельности. А их тоже будет высокое количество сокращений. Потому что у нас власть любит говорить, что все единщики — прям схемы олигархов. Но когда мы ходим по городу, мы видим не только магазины, торгующие шубами, но и магазинчики, торгующие тем же хлебом, продуктами, поделками. Это большой сегмент по количеству субъектов, он реально будет стоять перед вопросом выживания. Что касается юридических лиц — там то же самое по наемному персоналу, следовательно, будут попытки сократить количество сотрудников. Небольшие предприятия из 5-10 человек будут решать вопрос закрытия. Там, где бизнес не является сверхрентабельным. У нас власть часто жалуется, что когда понизили размер ЕСВ (было 36,7% и стало 22%) они не увидели ожидаемой вдвое большей детенизации. Но они не учли, что это был очень тяжелый год для украинской экономики — стагнация, отсутствие платежеспособного спроса и т. д. И все это, конечно же, сказалось. Благодаря этому снижению кто-то повысил зарплату, а кто-то просто сумел выжить», – сказал Михаил Крапивко.
Также Михаил Крапивко подчеркнул, что люди, которые попадут под сокращения, отправятся в фонд занятости.