Украинская поместная церковь: невозможное возможно?

Главной сенсацией уходящей недели стало заявление президента Украины Петра Порошенко о том, что уже в ближайшее время в Украине может появиться «собственная автокефальная поместная церковь».

В четверг Верховная Рада, проявив редкое единодушие, приняла 268 голосами проект постановления № 8284 в поддержку обращения президента Украины к константинопольскому патриарху Варфоломею о предоставлении автокефалии поместной православной церкви в Украине.

Против выступили всего 36 депутатов, в основном, представители «Оппозиционного блока», заявив, что решение должно приниматься не на политическом уровне, а в рамках межцерковного диалога.

Почему церковь-мать оказалась под управлением дочери

Перед тем, как рассказать о реальных перспективах создания единой поместной церкви Украины, нужно объяснить, почему сегодня украинское православие расколото, и уже 27 лет, как независимое украинское государство не имеет канонической автокефальной церкви, при том, что Киев для всех православных бывшей российской империи и СССР всегда считался вторым Иерусалимом, а Киево-Печерская лавра – не имеющая себе равных святыней для всех христиан восточного обряда. Ведь, по легенде, сам апостол Андрей поставил крест на печерских холмах, что, по мнению православных теологов, возводило киевскую митрополию в ранг апостольской — равновеликой Римо-Католической церкви апостола Петра.

Да и всем известная пословица гласит: «Язык до Киева доведет», а отнюдь не до Москвы или Санкт-Петербурга. Почему? Да потому, что совершить паломничество в Киев хоть раз в своей жизни было для православных поданных империи равносильно свершению для мусульманина хаджа в Мекку. Как написал в середине 17 века киевский митрополит Сильвестр Косов, к Киеву, словно к небу, нужно обращаться православным христианам, которые хотят спасти душу, потому что «Кiovia nostra coelum est» (Наш Киев — это небо).

Как же так случилось, что один из столпов мирового православия – первородная киевская кафедра перешла под управление Москвы?

Напомним, что с 988 года, после того, как великий князь киевский Владимир крестил Русь — город на днепровских холмах стал центром и церковной митрополии, подчиненной константинопольскому патриарху.

Однако в 1299 году киевский митрополит переехал из так и не возродившегося после монголо-татарского нашествия до прежнего величия Киева, вначале во Владимир, а в 1326 году – в Москву.

Но великим князьям литовским не понравилось, что киевской митрополией правят из Москвы. И в 1353 году в Константинополь прибыли сразу два кандидата на пост «митрополита Киевского и всея Руси». Алексей — от великого князя московского, и Роман – от великого князя литовского. Вселенский патриарх посвятил в митрополиты обоих – Алексея в «иерархи всея Руси», а Романа – в иерархи «Литвы и Малой Руси». Так в Московии и в Украине появились две независимых друг от друга митрополии.

А в 1441 году очередного московского митрополита Исидора в Москве арестовали, обвинив его в ереси за согласие принять унию на объединительном Флорентийском соборе. Исидору вскоре удалось бежать, а в Москве без всякого согласия константинопольского патритарха в 1448 году выбрали митроплитом владыку Иону. В 1459 году пошли еще дальше – провозгласили автокефалию московской церкви. И с точки зрения Константинополя, стали раскольниками. В отлучении от благодати Вселенского пастриарха московская церковь пробыла аж до 1589 года — долгих 130 лет.

И уже после Переяславской Рады и после смерти гетмана Богдана Хмельницкого московская патриархия стала предпринимать попытки переподчинить себе Киевскую митрополию.

В 1685 году в Москве в присутствии царя патриарх Иоаким поставил на митрополичий престол в Киеве Гедеона Святополка-Четвертинского.

С новоназначенного митрополита была взята присяга «под послушанием у Константинопольского патриарха не быть и из-под его пастырства за удаленностью дальнего пути выйти».

Через год аннексию Киевской митрополии обосновали уже и согласно «церковным канонам». За взятку в 200 золотых и в 120 соболиных шкурок константинопольский патриарх Дионисий выдал отпускную грамоту про уступку архипастырства над Киевом московскому патриарху.

Современная попытка воссоздать независимость

В 1991 году, с обретением Украиной независимости, украинское епископское совещание обратилось к Москве с соответствующей просьбой о предоставлении полной автокефалии. Однако на Архиерейском соборе в Москве отказались признать предстоятелем независимой украинской церкви нынешнего патриарха УПЦ КП Филарета.

В итоге созданный в Украине Киевский патриархат не получил признания ни у Москвы, ни у Констанинополя.

Во время президентства Виктора Ющенко главе его администрации Виктору Балоге удалось собрать в Киеве предстоятелей всех православных церквей и даже пригласить Вселенского патриарха. Но, как уверяют источники, в последнюю минуту письменное обращение к константинопольскому патриарху отказался подписать один из предстоятелей, и создание соборной церкви сорвалось.

Станет ли 2018 год историческим для украинского православия?

Представитель Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) протоиерей Николай Данилевич поспешил назвать пшиком создание единой поместной украинской церкви. «Относительно очередной попытки создания единой церкви руками государства. Я думаю, что это все закончится большим пшиком, как это было много раз до этого», – сказал Данилевич.

Однако, похоже, что в этот раз шансы на получение автокефалии действительно велики, как никогда.

После того как РПЦ МП фактически бойкотировала Всеправославный Собор, состоявшийся в 2016 году на острове Крит — между Вселенским патриархом Варфоломеем и Московским патриархом Кириллом пробежала черная кошка.

Напомним, что прежде чем предложить Верховной Раде во второй раз обратиться к Вселенскому патриарху с предожением издать Томос (указ) о даровании автокефалии, Порошенко 9 апреля провел в Стамблуе семичасовую встречу с Варфоломеем I.

Вряд ли бы столь опытный политик, как Петр Алексеевич, стал публично объявлять о реальности автокефалии, не заручившись поддержкой патриарха. Кстати, после встречи с патриархом Порошенко приобрел еще одного влиятельного союзника — президента Турции Эрдогана.

Также в пользу того, что Украину ждет позитивное решение, говорит еще ряд факторов. Появилась информация, что Варфоломей также в ближайшее время готов предоставить автокефалию Македонской церкви (сейчас зависима от Болгарской) и Боснийской (сейчас зависима от Сербской).

А это значит, что Вселенской патриарх всерьез намерен подтвердить свой статус первого православного иерарха мира не только де-юре, но и де-факто.

О вмешательстве государства в религию и роли РПЦ МП

Обращение Порошенко и Верховной Рады к Вселенского патриарху вызвали много критики и обвинений во вмешательстве в церковные дела.

Церковь действительно у нас отделена от государства, почему же президент и нардепы обращаются к Варфоломею?

Во-первых, потому, что автокефалия дается не церкви, а стране, и поэтому согласие главных ветвей власти на создание независимой церкви — это обязательное условие Константинополя.

Во-вторых, мир реальной политики предполагает, что создание независимой церкви – это важнейший геополитический акт. Особенно когда по сути центр управления одной из влиятельнейших в Украине церквей сегодня находится в государстве-агрессоре. Увы, сегодня мы имеем много примеров, как некоторые священники на Донбассе открыто поддержали российскую оккупацию, а в украинских приходах УПЦ МП нередко иерархи отказывались отпевать воинов АТО, несмотря на негодование и отторжение паствы в собственных приходах.

Формально РПЦ МП отделена от российского государства, но по сути тот же патриарх Кирилл в сегодняшней России — просто высокопоставленный чиновник в администрации Путина.

Вот какую характеристику дал российскому предстоятелю в «братской» православной Болгарии вице-премьер Валери Симеонов.

«Он известен как сигаретный митрополит России. С 1996 года этот хитрец ввез в РФ на $14 млрд безакцизных сигарет и на $4 млрд – вина для нужд церкви. У него есть и частный самолет. Его часы стоят $30 тыс. Кто он? Это не восточноевропейский духовник. Это агент Михайлов, второразрядный агент советского КГБ. И этот человек имеет наглость говорить о справедливости. Представьте себе, патриарх Неофит (епископ Болгарской православной церкви.) поедет к Путину и начнет объяснять, кто такие Кирилл и Мефодий»,– сказал Симеонов.

Предоставление автокефалии станет нокаутирующим ударом по всей идеологии и философии «русского мира».

Также РПЦ МП потеряет свой статус лидера православного мира, ведь украинские приходы – это свыше трети всей паствы московского патриархата.

И наоборот, на этот статус, в случае объединения всех православных церквей, вполне может претендовать именно украинская поместная церковь

Также весьма болезненным, как идеологически, так и финансово, может для РПЦ стать возможная потеря контроля над двумя из трех православных лавр в Украине — Киево-Печерской и Почаевской. А вот Святогорская лавра, которая находится в Донецкой области, вряд ли откажется от промосковской ориентации.

Что будет в случае предоставления автокефалии

Итак, уже в ближайшее время, в мае, Варфоломей может издать Томос об автокефалии.

После этого в Киеве должен собраться Всеукраинский православный собор с участием всех архиереев, подписавших обращение к патриарху. То есть все епископы УПЦ КП и Украинской автокефальной церкви. Также к этому собору, вероятно, присоединятся и некоторые архиереи УПЦ Московского патриархата. Как минимум, один епископ от МП уже подписал обращение, есть основания думать, что он на соборе не будет в полном одиночестве.

На этом соборе представитель Вселенского патриархата зачитает Томос, а архиереи выберут из своего состава предстоятеля новой церкви. Все это может произойти уже в канун празднования дня Крещения Руси — то есть до конца июля.

При этом автокефалия церкви будет означать, что утверждение новоизбранного руководителя Константинополем не понадобится.

Что будет с РПЦ МП?

По данным Госкомитета по делам национальностей и религий, по состоянию на 2016-й в Украине насчитывалось почти 11,5 тысячи приходов Московского патриархата; почти четыре тысячи – Киевского; 868 – Автокефальных; 3297 – Греко-католических приходов и 890 – Римско-католических.

При том, что, по данным тематического опроса Центра Разумкова, 64.7% украинцев считают себя православными, из которых 39.5% соотносят себя именно с Киевским патриархатом, 23.3% – Московским (еще 25.45 называют себя «просто православными»).

Сегодня, даже без предоставления автокефалии, в Украине происходил процесс «украинизации» православной церкви. В Украине за два года более 39 приходов УПЦ МП перешли под юрисдикцию Украинской православной церкви Киевского патриархата.

Однако многих священников до сих пор от перехода сдерживало отсутствие каноничности у УПЦ КП и боязнь стать «раскольником». Но после Томоса Варфоломея подобных страхов не будет, а значит, процесс перехода приходов в новую поместную церковь, особенно на западной и в центральной Украине, может вырасти в геометрической прогрессии.

Также понятно, что достаточно будет и тех, кто захочет остаться в РПЦ МП. Скорее всего, в Украине еще долгие годы будут существовать две канонические церкви. Именно так после обретения независимости в Эстонии восстановили собственную православную церковь, а в 1996 году при поддержке эстонских властей Вселенский патриарх восстановил действие Томоса об автономии эстонской церкви. И сегодня в Эстонии есть приходы, как Константинопольского, так и Московского патриархата.

Также возможно, что поредевшая приходами УПЦ МП перейдет под прямое управление РПЦ МП на правах экзархата. Кстати, именно такой вариант предвидел настоятель Никольского монастыря и духовный отец беглого президента Виктора Януковича старец Зосима Сокура, умерший в 2002 году.  В своем завещании он требует от монахов своей родной Никольской обители не признавать автокефалию, и перейти под непосредственное управление патриарха московского. «В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским».

По мнению известного российского богослова Андрея Кураева, создание единой украинской поместной церкви станет «идеальным вариантом для православия в Украине», но будет «крайне неприятно для московской церковной элиты».

Вместо послесловия

Создание канонической православной поместной церкви станет важным фактором укрепления единства украинцев.

Ряд экспертов уже написали, что действующий президент пытается заработать себе важные баллы на церковном вопросе в разгорающейся президенсткой гонке. Безусловно, если Томос об автокефалии будет издан в ближайшее время, Петр Порошенко навсегда впишет свою фамилию в историю Украины золотыми буквами. И вполне возможно, что это поможет ему победить на президентских выборах 2019 года.

А если автокефалия не будет дана? После столь громкого краха Порошенко может потерять и тот рейтинг, который имеет сегодня, а значит, и шансы переизбраться.

Ставки очень высоки и, скорее всего, Россия не остановится ни перед чем, чтобы сорвать вероятные договоренности о подписании Томоса. Так что призыв главы государства молиться за Вселенского патриарха, особенно в контексте недавней истории со Скрипалями, выглядит не только дежурной фигурой речи.

Обратный отсчет пошел. Уже в течение ближайших недель мы узнаем, станет ли 2018 год действительно историческим, как для отечественнного православия, так и для всей Украины.

Роман Лазоренко

Ще новини

Leave a Comment