Первая антипутинская коалиция, или В ожидании украинского «45-го»

На этой неделе произошло очень важное для Украины историческое событие. Впервые за четыре года гибридной украино-российской войны наша страна почувствовала себя не в гордом одиночестве на передовой за ценности цивилизованного мира.

В начале недели 29 стран объявили о высылке более 150 российских дипломатов и сотрудников диппредставительств. Больше всех россиян выслали власти США – более 60 человек, а также Великобритания – 23 человека и Украина – 13 дипломатов.

Беспрецедентная со времен окончания холодной войны акция произошла в знак солидарности с Великобританией, в которой нервно-паралитическим газом «Новичок» был отравлен бывший офицер ГРУ перебежчик Сергей Скрипаль и его дочь Юлия, а также несколько десятков британских граждан.

Есть мнение, что высылка дипломатов – не такая уж страшная для России вещь.

На самом деле Кремль получил весьма мощный и обескураживающий удар.

Во-первых, России демонстративно указали на ее место изгоя в мировой политике.

Во-вторых, высылка легальной резидентуры ГРУ и ФСБ фактически парализует работу мощных агентурных сетей России в США и Европе.

В-третьих, вслед за этим шагом скорее всего последуют новые, горазда более жесткие экономические санкции.

Вторая холодная, Третья мировая или Первая гибридная?

Массовую высылку российских дипломатов уже сравнили со знаменитой речью Уинстона Черчилля в Фултоне 5 марта 1946 года, от которой принято отчитывать начало Холодной войны.

«От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике на континент опустился железный занавес. По ту сторону занавеса все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы – Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София. Все эти знаменитые города и население в их районах оказались в пределах того, что я называю советской сферой, все они в той или иной форме подчиняются не только советскому влиянию, но и значительному и все возрастающему контролю Москвы», – заявил тогда великий британский политик.

А 28 марта 2018 года министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон, выступая на пасхальном банкете мэра Лондона, произнес по сути новую Фултоновскую речь:

«..Я уверен, что высылка дипломатов — это кристаллизация наших общих чувств. Когда годы раздражения и провокаций достигли предела, и по всему миру — на трех континентах — есть страны, готовые сказать “Довольно!”. После аннексии Крыма, вторжения в Донбасс, атаки на рейс MH17, хакерских взломов, попытки переворота в Черногории, сокрытия химического оружия в Сирии, взлома бундестага и вмешательства в выборы в мире стало слишком много стран, ощущающих пагубные действия России. События в британском Солсбери затронули не только жителей одноименных городов на юге Австралии, в американской Пенсильвании, Северной Каролине и Мэриленде. Они коснулись всех тихих соборных городков по всей Европе, которым могла грозить та же участь, и где люди имеют право жить без страха. После всех этих провокаций наступил, наконец, момент, когда мир отказался и дальше выслушивать изнурительные потоки российской лжи, крючкотворства и межконтинентального баллистического вранья», – заявил Джонсон.

После этого заявления многие европейские СМИ написали о начале Второй холодной войны или даже Третьей мировой.

Но на самом деле президент России Владимир Путин де-факто объявил войну коллективному Западу еще более 10 лет назад. В своей знаменитой Мюнхенской речи 2007 года Путин откровенно намекнул, что Россия хочет разделить Европу на сферы влияния — Запада и России.

Через год последовало нападение на Грузию и признание Россией независимости двух марионеточных «республик» – Абхазии и Южной Осетии. Если бы Запад жестко отреагировал на нарушение норм международного права еще тогда — нет сомнений, что в 2014 не состоялась бы аннексия Крыма и оккупация Донбасса.

Долгое время Запад не замечал российской агрессии еще потому, что Россия достигла высшего пилотажа в введении прокси-войны.

Тот факт, что сегодня уже практически не возникает сомнений, что своей победой на выборах Дональд Трамп обязан России — говорит о невероятной эффективности кремлевских схем работы с социальными сетями. Только сейчас начинается расследование того, как выходец из России Александр Коган и его компания «Кембридж Аналитика» получили доступ к данным 50 миллионов пользователей Фейсбук в США. Вероятно, вскоре мы узнаем много интересного о «русском следе» в выборах американского президента.

Бывший директор ЦРУ Джон Бреннан практически прямым текстом навзал хозяина Белого дома агентом влияния Путина. «Я говорю, что, возможно, у русских есть что-то, и именно поэтому Трамп беспокоен. Ему лучше, чем кому-либо из нас известно, есть ли у русских что-то на него или нет».

Правда, вся сила этого мощного козыря в руках кремлевских шулеров весьма сильно снижена рамками противовесов американской политической системы. И вполне возможно, в блжайшие месяцы мы увидим начало процедуры импичмента нынешнего хозяина Овального кабинета.

Россия обречена, но победа наступит нескоро

Путинская Россия, безусловно, проиграет в войне против мощи коллективного Запада. Об этом свидетельствуют, как реальные возможности противников, так и опыт истории.

В свое время коалиция Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства нанесла Российской империи жестокое поражение в Крымской войне 1853-1856 годов.

Во Второй мировой войне СССР оказался в числе победителей только потому, что имел мощных союзников на Западе в лице США и Великобритании.

А вот в Холодной войне Советский Союз потерпел разгромное поражение, не выдержав гонки вооружений и прекратив свое существование в 1991 году.

Нет сомнений, что страна, производящая 1,5 % мирового ВВП, проиграет Вторую холодную войну объединенной коалиции самых развитых и мощных в военном отношении держав Запада.

И если бы судьба войны решалась на поле боя только конвенциональными средствами, Россия потерпела бы жестокий разгром в течение считанных недель – доказано битвой в районе сирийского Дейр-эз-Зора, где за несколько часов было уничтожено не менее 300 российских наемников из ЧВК «Вагнера». Напомним, что американцы и их союзники курды не потеряли при этом ни одного воина.

Однако и сам Владимир Путин прекрасно понимает невозможность российской армии противостоять в открытой битве, поэтому и избрал путь гибридной войны, где действительно достиг внушительных успехов.

Отметим, что во многом успехи России были обусловлены долгое время очень сдержанной реакцией Запада на агрессию в Украине.

Однако дело Скрипалей, вероятно, стало той каплей, которая окончательно переполнила чашу терпения западных элит. Хотя перед этим в той же Великобритании произошло убийство радиоактивным полонием перебежчика Александра Литвиненко и еще 14 «загадочных» смертей российских политэмигрантов.

Запад долго разворачивался, но наконец-то принял вызов Кремля.

Однако процесс экономического удушения крупнейшей ядерной державы планеты будет, увы, происходить достаточно долго и осторожно.

Отметим, что даже при нынешних ценах на нефть и газ Россия может иметь бездефицитный бюджет. И даже в случае резкого их падения в лице Фонда национального благосостояния в 66 миллиардов долларов — Кремль сохранит кислородную подушку для бюджета, как минимум, еще на пару лет. При этом не стоит забывать и о внушительной сумме золотовалютных резервов. Нравится нам или нет, но необходимо признать, что, как минимум, в ближайшие три года путинский режим не потеряет экономической почвы под ногами.

Многим показалось, особенно на фоне последних мусорных бунтов в Подмосковье и волнений после страшного пожара и гибели детей в Кемерово — что Россия стоит на грани мощного политического взрыва.

Однако дело обстоит ровным счетом наоборот. Характерно заявление кемеровского «бунтовщика» Игоря Вострикова, который на пожаре в кемеровском торговом центре “Зимняя вишня” потерял пятерых членов своей семьи. «А по поводу Владимира Владимировича вы прекрасно знаете, что – назовем прямо – он у нас не президент, а царь. Полная власть, хорошо это, плохо. Наверное, власть должна быть сильной», – заявил Востриков.

И этот человек, в какой-то степени, сегодня, – собирательный образ всей нынешней России. Какие бы трагедии ни происходили лично с ним или его близкими, — виноваты будут плохие бояре, а не хороший царь.

В общем, в историческом плане Россия еще несколько лет будет трансформироваться в мягкий, а может, и не очень, вариант «Северной Кореи». Но при этом и хлеба, и зрелищ от Соловьева-Кисилева россиянам хватит еще на несколько лет.

Смена режима, вероятно, станет неизбежной только к концу очередного путинского срока, когда внешполитическое поражение наслоится на неизбежное обнищание широких слоев населения в результате новых и все более жестких западных санкций.

Будет ли Украина в числе принимающих капитуляцию Кремля?

Цели украинского государства, противостоящего уже четыре года российской агрессии, — просты и понятны. Возвращение оккупированных территорий Донбасса и Крыма — и выплата Россией миллиардных репараций за содеянное зло и разрушенную инфраструктуру.

Может, кому-то сегодня это и кажется фантастическим сценарием, но рано или поздно, наследникам Путина придется договариваться о примирении с Западом, и украинский вопрос тут будет одним из основных. Но это случится только при одном важном условии, – если Украина к моменту капитуляции Кремля все еще будет в рядах антипутинской коалиции. А в этом сегодня полной уверенности , увы, нет.

Ясно, что Россия не в состоянии сегодня нанести военного поражения Украине, используя своих наемников на Донбассе. Также Путин не может пойти на полномасштабное нападение — это будет означать моментальный стратегический проигрыш. Только с “ихтамнетами” на Донбассе еще можно получить разрешение от Германии на строительство «Северного потока-2». А когда танки кантемировской дивизии пойдут на Харьков и Киев — в то, что в них едут «шахтеры с Донбасса», не поверит больше никто.

Поэтому Путин сделал ставку на нанесение поражения Украине гибридными методами. И, как показывают последние президентские рейтинги соцопросов, — у Кремля есть шансы после весны 2019 года увидеть на Банковой и Грушевского вполне «договороспособных» партнеров. За легимитизацию аннексии Крыма и отказ от репараций он с удовольствием вернет на условиях автономии разрушенный Донбасс. Понятно, что явный коллаборационизм будет чреват новым Майданом и хаотизацией политического пространства в Украине. Что и позволит Кремлю превратить уже всю Укиаину в свой новый протекторат.

Логику исторического процесса не остановить. После всего, что натворил путинской режим в мире, и, вероятнее всего, успеет еще натворить, у него нет ни малейшего шанса избежать стратегического поражения.

И безусловно,что новый «45-й» для антипутинской коалиции настанет — это вопрос уже не десятилетий, а нескольких лет. И Украина, которая четыре года, практически в одиночку противостояла российской агрессии, имеет полное моральное право быть в числе тех, кто будет диктовать условия будущей капитуляции Кремлю.

Так на самом деле и будет, если мы сами не лишим себя заслуженного права на выборах 2019 года.

Роман Лазоренко

Ще новини

Leave a Comment