Тема домашнего насилия, несмотря на ее распространенность, только в последнее время начала подниматься. Так, еще в ноябре 2019 года в полиции рассказывали, что с начала осени в регионе существуют две специальные мобильные группы полиции по противодействию семейной тирании. В Днепре и области функционирует горячая линия поддержки для женщин. В Днепре, при поддержке Фонда ООН в области народонаселения, работают над развитием специализированных сервисов для пострадавших от домашнего и гендерно обусловленного насилия: в городе действует специализированная бригада, которая бесплатно оказывает психологическую и социальную помощь.А ЗДЕСЬ горячие линии для жителей области.
В нашем обществе принято на многое закрывать глаза, жертв – обвинять, а домашнее насилие не считать преступлением. Мы решили поделиться одной из многих историй, чтобы вместе понять масштаб данной проблемы, чтобы изменить свое отношение к домашнему насилию и не бояться обращаться за помощью.
В истории, в целях безопасности, мы не будем указывать настоящие имена ее героев.
История девушки по имени Н.
Девушка жила в семье в селе, где отец пьет, мать плачет и молится, а дом рушится. В свои 17 лет Н. решила следовать мечте быть любимой, создать семью, и забеременела. Отец ребенка ушел, но был человек, который любил Н., поэтому семья состоялась, в браке родилась дочь, а через 2 года и сын.
Обеспечивать двоих детей стало уже сложнее, поэтому муж отправился на заработки в другой город. А через 5 дней девушке позвонили и сказали забрать тело: муж погиб в 32 года от внезапной остановки сердца. Сыну на тот момент было 8 месяцев, а дочери 3 года.
После этого девушка познакомилась с мужчиной С., который быстро предложил переехать к нему: вместе с двумя детьми, в его благоустроенную квартиру в Днепре. Она не могла поверить, что ее жизнь, наконец, налаживается.
Однако в течении пары месяцев, ощущение безопасности и уверенности уходило. Вначале С. стал в шутку толкать и щипать ее, а потом всерьез. Он говорил, что ревнует к детям. На какое-то время все налаживалось и в такой спокойный период Н. согласилась выйти за него замуж, и они расписались.
После росписи девушка забеременела, и именно тогда уже муж впервые ее избил, повторяем – беременную. Его мать это видела, но уходила в другую комнату, притворившись, что ничего не происходит.
Родился третий сын и С. поручил заниматься ребенком своей матери, героиню нашей истории он к ребенку не подпускал, угрожая побоями.
Однако Н. начала замечать на младенце гематомы. Ее муж, в свою защиту, сваливал все на пятилетнюю дочь девушки, пытался выбить из нее признание, и даже называл ее “убийца”, вместе со своей матерью.
В свой следующий срыв С. схватил нож с криком: «Я зарежу твоих детей». Его мать с девушкой закрыли его на кухне, а потом стояли перед ним на коленях, умоляя не убивать.
После этого случая Н. сначала она попросила свою маму забрать к себе старшую девочку, а через некоторое время смогла попросить знакомых вызвать полицию. Там она рассказала обо всех ужасах и как они с детьми жили много месяцев. Было очень страшно, что не поверят, что обвинят, что С. отомстит, но она это сделала.
На этом испытания девушки не закончились. Двоих младших детей увезли в больницу на обследование. Соцслужбы и больница отказывались возвращать детей Н. и даже разрешать ей с ними видеться, ведь заняли позицию “мы не знаем, кто там кого избивал”. Они обследовали дома матери Н. и пришли к выводу, что условия там не подходят для детей, ведь дом и вправду старый и требующий ремонта.
После этого на защиту девушки стали многие организации и активистки из Днепра. И так началась ее следующая борьба.
Путь после ухода
БФ «Помагаєм» передал Н. необходимые лекарства и средства гигиены для младшего мальчика, на следующий день юристы уже помогали составить правильные документы для полиции и соцслужб. А еще на следующий день она уже обнимала младших детей.
Н. 23 года, у нее 3 детей, она слабая физически и забитая физически и морально. Но благодаря тому, что ей помогают, она становится сильней, занимается детьми.
Муж Н. (который по закону о домашнем насилии называется "кривдник") получил от полиции уже два “термінових заборонних приписа”, которые он нарушил. На полгода ему запрещено: пребывать в месте проживания детей и девушки, приближаться к ней и детям, искать их и вести с ней переписку.
С. начал прорываться в приют, где жила Н. с детьми и угрожал ей, а также тем, кто их приютил.
Девушке постоянно угрожает опасность.
12 июня она получила сообщения с угрозами. Пришлось вызывать полицию.
22 июня, на одном из заседаний, судья допрашивал её, т.к. муж категорически всё отрицает. Девушка настолько травмирована, что присутствие обидчика в одном зале – и у нее дрожат руки и она молчит. Суд вынес постановление признать её мужа виновным в административном правонарушении. Ему грозят общественные работы.
5 июля. Н. живет в безопасности в съемной комнате, но видимо нужно будет возвращаться в приют общественной организации.
30 июля. Н. и детей кормит БФ "Помогаем". Расходы по лечению в этой больнице взял на себя БФ "Совушка". Юридические вопросы ведутся бесплатно. Все социальное сопровождение ведет проект #ПаніПатронеса. Её жилье оплачивает добрая девушка.
6 августа. Девушка продолжает получать угрозы. Несмотря на "обмежувальний припис", который запрещает С. приближаться к месту её жительства, переписываться с ней, он его нарушает постоянно (а это отдельное преступление по статье 390-1 УК).
Две недели адвокат билась с полицией и прокуратурой, которые никак не хотели начинать следствие. Не хотели, потому, что у нас в области еще не было ни одного такого уголовного дела.
Теперь уголовное производство по статье 390-1 УК – есть. Если дело внесут в ЕРДР – это станет прецедентом в области.
Помочь финансово – можно ЗДЕСЬ.
Информация взята у адвоката Юлии Сегеды, которая бесплатно занимается защитой жертв домашнего насилия, Ольги Левченко из БФ “Помогаем” и главы правления общественной организации МАРТІН-клуб Виктории Федотовой.
Если вы хотите поделиться своей историей – пишите нам на почту [email protected]
Днепр 056 домашнее насилие