В Украине ежегодно затрагивается тема домашнего насилия и обсуждаются пути решения этой проблемы, однако самих действий по противодействию насилию почти что нет. Именно поэтому статистические цифры остаются такими ужасающими. Но, к счастью, если не государство, то так называемые шелтеры готовы помогать людям, которые страдают от насилия. Такой центр есть и в Днепре, единственный на весь город, построенный по европейскому образцу. Но обо всём по порядку.
Начнем со статистики
Общие цифры
Более 150 тысяч украинок ежегодно обращаются в правоохранительные органы из-за насилия в семье. Это официальная статистика. Но на самом деле цифра ещё больше, так как лишь некоторые приходят за помощью, остальные терпят. Такие цифры называет советник председателя Днепропетровской ОГА Ирина Грицай. А вот по неофициальным данным (соцопрос «Фонда народонаселения ООН в Украине») общее количество пострадавшихот насилия и сексуальных домогательств ежегодно достигает 1100000 украинок.
Что же касается нашей области, то тут ежедневно только в Днепропетровской области составлялось 23 административных протокола по домашнему насилию (статистика за 2017 год). Это более 8 500 тысяч жертв в год, и это только те, которые обратились в полицию.
А вот количество женщин, которые ежегодно погибают от домашнего насилия, около 600. Для сравнения Фонд народонаселения ООН в Украине приводит число погибших женщин-военных – 174 человека за год.
Обращение в полицию
Что же касается процентного соотношения, тут всё тоже очень невесело:
– 60% вызовов, на которые выезжают днепровские патрульные – это семейные ссоры;
– почти 90% жертв – женщины. В то же время от издевательств в семьях страдают дети, пожилые люди и даже мужчины;
– около 15,9% жертв обращаются в полицию;
– и лишь 1%обращается за медицинской помощью.
Как действует законодательство в отношении противодействия домашнему насилию.
Знаете, как относятся к заявлениям жертв сотрудники системы криминального правосудия? Вот ещё немного процентов:
– 39% опрошенных работников считают домашнее насилие личной проблемой пострадавших;
– 60% – считают, что жертвы изнасилования сами ответственны за то, что с ними произошло;
– 58% – убеждены, что большинство случаев сообщений о домашнем насилии являются ложными сообщениями.
Как говорят исследователи DCAF и общественной организации «Ла Страда – Украина», результатом неэффективного реагирования системы уголовного правосудия на насилие в отношении женщин и домашнее насилие является то, что обидчики не привлекаются к ответственности за совершенные преступления, а пострадавшие сталкиваются с препятствиями на пути к справедливости. Это способствует общему социальному климату практической безнаказанности и терпимости к этим негативным явлениям, что, в свою очередь, служит причиной еще большего распространения насилия в Украине.
Кто за всё платит
По данным на 2015 год, Днепропетровская область потратила около 20 тысяч гривен на реализацию специальных мероприятий по предупреждению насилия в семье.
А по данным за 2016 год, 42% опрошенных жертв домашнего насилия самостоятельно оплачивали лечение после травм. И в 3,8 % случаев оплатил насильник.
Куда же смотрит Закон Украины
А Закон смотрит одним глазом на юг, другим на север. То есть продвижения в защите и помощи жертвам насилия есть, но Стамбульская конвенция до сих пор не работает. Мобильные группы патрульных созданы, но их очень мало. И так можно перечислять до бесконечности. Собственно, можно просто почитать статистику, приведенную выше.
Но давайте разберемся, ведь всё-таки и с этой стороны есть плюсы.
Стамбульская конвенция в Украине
«Мы требуем ратифицировать Стамбульскую конвенцию, так как Украина подписала ее еще в 2011 году, но приняла ее частично», – рассказали нам участницы митинга 8 марта в Днепре.
И действительно, ведь новый закон о домашнем насилии является частью конвенции и предусматриваетвнесение в специальный реестр домашних насильников и введение уголовной ответственности за противоправные действия. В реестр будут вноситься все насильники и будут находиться там от года до десяти лет в зависимости от степени тяжести преступления. Также добавлены новые термины, такие как «обидчик», «ребенок пострадавший», а сам термин «домашнее насилие» стал более расширенным и туда добавились субъекты, которые являются пострадавшими и нарушителями. Теперь под закон попадают не только семейные пары, но и простые сожители и даже пары, не проживающие вместе.
По этому закону правоохранители, которых вызвали по причине домашнего насилия, могут проникать в дом, где происходит преступление, без предупреждения и разрешения владельцев. После того, как нарушитель будет обезврежен, ему имеют право запретить находится в одной квартире с пострадавшей особой 10 дней.
Но новый закон начнет действовать только с 11 января 2019 года.
Хотя принятые законы, которые криминализуют домашнее насилие, стали важным шагом вперед, Стамбульская конвенция до сих пор не была ратифицирована.
И что самое интересное, во время голосования за новый закон Рада внесла свои коррективы:
«Рада проголосовала за закон о предотвращении и противодействии домашнему насилию. Но! Предварительно убрав все нормы, связанные с насилием из-за сексуальной ориентации и обусловленного гендерными особенностями. Совет Европы не признает ратификации Стамбульской Конвенции Украины в таком ампутированными виде», – написала на своей странице в Facebook нардеп Светлана Залищук.
Создание подразделения женщин-полицейских
Министерство внутренних дел решило создать подразделение женщин-полицейских для борьбы с домашним насилием. Как заявила заместитель министра внутренних дел Анастасия Деева, МВД начинает новый проект создания сети женщин-полицейских, чтобы бороться с домашним насилием. В состав групп будут входить женщины-офицеры полиции из числа сотрудников подразделений превенции, следствия, участковых и Департамента патрульной службы Национальной полиции.
Пока что в Днепре данное подразделение не работает, мобильная группа действует в пилотном режиме лишь в Киеве, Одессе и Северодонецке.
Как помогают жертвам насилия в Днепре
Единственное место в Днепре, куда может прийти женщина, страдающая от насилия – это шелтер (это приют, который предоставляет услуги жилья, питания для жертв насилия) на базе Центра ресоциализации матери и ребенка «Нова я». Сам центр работает с 10 до 18, по типу сommunity centre и включает в себя тренинговый зал, детскую комнату, и ещё несколько помещений. Два раза в неделю там проводят встречи с группами по профилактике и противодействию насилию.
– Проводится групповая работа, индивидуальные консультации. Работают арт-терапевт, психотерапевт, и работа ведется с каждой женщиной отдельно даже. Все работники работают на волонтерских началах, – рассказывает руководитель Центра ресоциализации матери и ребенка «Нова я» Людмила Коломоец.
В приюте можно жить с детьми, для этого там созданы все условия. В шелтере есть 3 спальни с кроватями для малышей, гостиная, соединенная с кухней, необходимая посуда, ванная комната. Также присутствует уголок для снятия психологического напряжения: в нем есть деревянная бита и набитое песком чучело.
Максимальный срок пребывания в шелтере – пол года, после этого женщина должна действовать сама. По словам Людмилы Коломоец, многие девушки начинают новую жизнь, устраиваются на работу, начинают снимать своё жилье. Однако есть и те, которые возвращаются к бывшим обидчикам.
Одной из важных особенностей является наличие мобильной бригады на базе центра. В состав бригады входят два социальных работника и психолог, которые выезжают в место, где произошел конфликт.
– Мы приезжаем после или вместе с полицией, или же приезжаем вообще уже после того, как всё утихло, и выслушиваем о необходимой помощи. После мы уже предоставляем варианты, куда ей обратиться, или поехать в шелтер, можем предоставить небольшую гуманитарную помощь. Но иногда срабатывает даже телефонная консультация, – говорит Людмила.
Сам приют обустроен по европейскому образцу и был профинансирован Детским Фондом ООН «ЮНИСЕФ». Как отмечает руководитель Центра, основными требованиями к донору были качественная мебель, посуда, белье, чтобы женщине и ребенку было комфортно там находиться.
– Здесь всё уютно и это сделано для того, чтобы женщины, которые сюда попадают, приходили из худших условий в лучшие. И чтобы они понимали, к чему нужно стремиться, – объясняет Людмила Коломоец.
Кроме того, сама работа с жертвами домашнего насилия выстроена по европейским стандартам. То есть в Центре есть арт-терапия, есть юрист, которая сопровождает женщин, психотерапевты и так далее.
Одна из приятных новостей состоит в том, что вскоре психологи и работники центра встретятся с полицией, чтобы объяснить психологию жертвы и выстроить модель поведения полицейских в момент общения с жертвами домашнего насилия.
В центр за полтора года существования обратились 30 женщин и 70 детей. В день в приют звоняк от 3 до 6 человек.
– Я понимаю, что даже из этих 3-6 человек, которые мне звонят и которых я приглашаю на консультацию, даже если кто-то один дойдет, то не всегда она даже соглашается уйти от мужа, – резюмирует руководитель Центра ресоциализации матери и ребенка «Нова я».
Приют не сталкивался с обращениями со стороны мужчин.
Если вы столкнулись с насилием в семье и вам нужен приют
Обращайтесь в шелтер по телефону 063 33 59109. Приют находится по адресу: ул. Рабочая, 24А, блок 5- 7.
Также существуют горячие линии и номера доверия:
– на круглосуточную всеукраинскую «горячую линию» 0800 500 335 или 386 – с мобильного;
– за бесплатной правовой помощью юридической клиники «Истина» – 0800 50 14 44;
– в полицию по номеру 102;
– в центр социально-психологической помощи: (056) 376-53-83.